Рецензия
Началось моё знакомство с творчеством автора совершенно внезапно, и все по той же счастливой случайности, в руки попал сборник стихотворений в яркой, твёрдой обложке. Сперва, была попытка установить настроение, которое будет присуще стихам, но в последующем выяснилось, что произведения внутри сборника настолько разные, словно море, бушуют чувствами, мыслями, отражёнными через слова и рифмы. Авторский язык в лингвистическом плане не требует чрезмерных усилий для понимания, написано ясно и чётко, сравнения понятные и логичные. Но вот в эмоциональном. Здесь всё же необходимо прочувствовать каждый оборот, которым автор наделяет образы в тексте. И конечно, впечатления будут гораздо ярче, если попытаться окунуться в переживания вместе с поэтом.
Не зря существует мнение, что до поэзии необходимо дорасти. Выученные в детстве четверостишья не всегда могут быть оценены по достоинству. И только с возрастом приходит осознание магии, которая заложена в мастерски переплетённые строки.
Что касается основных направлений стихотворений, мне показалось любопытным, что темы некоторых из них не просто отражают эмоциональные блоки сборника, но и определённый этап в жизни автора. По ним можно понять, когда это была ирония над драматичностью существующих эмоций, когда это чувство сменилось отчаянным вдохновением, посетившим в результате душевных терзаний, или же наконец, спокойное, умиротворяющее чувство безысходности и смирения с несправедливостью жизни. Особенно ярко полярность настроений можно заметить ещё и в смене жанров, под конец книги, когда между стихами искусно прячутся поэмы. Тем самым позволяя ещё глубже погрузится в мир аллегорий, выбранных Александром. Благодаря поэмам, выбранная автором реальность и что важное её безнадёжность играют новыми красками. Но тем не менее, для читателя некоторые сравнения вряд ли будут иметь тот же проникновенный смысл, даже если в их жизни пришлось столкнуться и с болью расставаний, и с разочарованиями в жизни, любви, творчестве. Так, «Знания» могут показаться тяжёлым и тревожным произведением, тогда как такое олицетворение знаний в роли мудрой, но коварной птицы заставляет переосмыслить свой опыт и столкнуться со страхами лицом к лицу. Это же можно сказать и про произведение «Мысли». Людям, в головах которых постоянный рой разных неприкаянных и незаконченных сюжетов, понятно это чувство. Оно глубоко волнует и препятствует нормальному развитию, например, того же творчества. И от понимания своей схожести с автором становится легче. Ты не один. Более того, люди искусства тоже теряются в своём сознании, значит, и читатель может вновь найти вдохновение, даже со спутанными в клубок мыслями.
Порадовали строки, в которых чувствовался юморной окрас:
«…Сего стиха простой намёк:
Не портьте предначертанный урок;
Уж если вам дано кутить,
То нечего в страданья уходить».
Также, в сборнике уделено отдельное трепетное внимание стихам, посвящённым Санкт-Петербургу. Завораживающий своей серой красотой и угрюмым очарованием, именно так автор передаёт свои чувства к городу. И на мой взгляд, вряд ли можно описать эмоции лучше.
Отдельно я бы ещё отметила стихотворение «Тот, кто рядом». Уж очень драматично выстраиваются образы главных героев, сквозят через строки невысказанным грузом признания, и горькое осознание о потерянных возможностях и что главное, о потерянном человеке.
Вообще, тема любви и одиночества очень много значит для автора. Сначала чувство немного наивное, романтизированное, полностью отзеркаливает первый этап и настроение в сборнике, затем это крепкая влюблённость, восхищение и принятие человека. В дальнейшем описывается космическая связь и осознание всемогущества от того, что герой смог встретить своего человека. Позже обида, колкая злость и слезы, густое разочарование и неизбежное расставание. Попытки забыться, боль и отчаяние. Щемящее чувство одиночества и потерянность. А позже штиль. Принятие всех эмоций и некое смирение.
Эти чувства саднят на страницах болью и безысходностью, высмеивают привычные картинки, показывают истинную суть и ценность. Так что справится с этими эмоциями и полностью прочувствовать настроение произведений сможет далеко не каждый читатель. Поэтому и важно воспринимать книгу, не только как сборник отдельных произведений, но и полноценную эмоционально выстроенную историю. И рассказать её с помощью стихотворений тяжело, но ещё сложнее провести читателя через всю книгу и отразить свою прогрессивную, такую понятную для творца и такую далёкую для обывателя мысль.
Разделяя сборник на смысловые блоки, в которых меняется настроение, автор стремится подвести книгу к своему собственному финалу. Можно провести аналогию с циклом существования мысли. С самого начала появляется рефлексия, философские размышления о смысле вещей. Позже мы подвергаем сомнению устоявшиеся истины и путём катарсиса, ему предшествующей ярости, печали и наконец иронии приходим к новому осознанию. И это прозрение нельзя никак иначе охарактеризовать, кроме как смирение, согласие с безысходностью. Иными словами, понимание неизбежности событий, и наконец принятие собственных мыслей привело к осознанию смысла закономерности жизни. И в этом есть прелесть произведения, витая в радужных облаках мечтаний разбиться о камни беспросветной реальности, чтобы ощутить весь спектр эмоций и почувствовать настоящую жизнь.
Благодарю автора за возможность познакомиться с произведениями и, более того, дать им оценку!
Валерия Колотушкина.